Согласно результатам исследования качества дошкольного образования, в течение двух лет осуществляемого Рособрнадзором, Институтом системных проектов МГПУ и Академией «Просвещение», оказалось, что говорить о развивающем характере образовательной среды в российских детских садах ещё рано. При этом отмечается выполнение минимальных требований к условиям реализации федеральных образовательных госстандартов (ФГОС).
Детские сады, участвовавшие в исследовании, были разделены на две группы:
- «лучшие» (учреждения, которые, согласно региональным критериям, представляют более высокое качество образования);
- «случайные» («рядовые дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), не участвующие в конкурсах, не проводящие стажировок, не являющиеся лидерами рейтингов – не имеющие подобных «лучшим» детсадам заслуг).
В первый год исследования было оценено 423 детских сада из 40 регионов, во второй – 1301 из 74 регионов. Оценивались учреждения по следующим параметрам (каждый - по семибалльной шкале):
- обустройство пространства ДОУ;
- режим дня,
- уход за детьми (гигиена, безопасность, условия для сна и приёма пищи);
- условия для занятий с детьми;
- характер общения взрослых и детей;
- условия для воспитателей и для включения родителей в образовательный процесс.
Представители пресс-службы Рособрнадзора отметили, что индекс качества образования как в первой группе (4,05 балла из 7 возможных), так и во второй группе (3,47) в течение двух лет находился на уровне «удовлетворительно». Такие показатели говорят о том, что минимальны требования к условиям реализации ФГОС выполняются, однако о достаточных условиях для развития каждого ребёнка и в целом о развивающем характере образовательной среды пока ещё рано говорить.
Прежде всего, недостаточно насыщенной и многообразной является в ДОУ предметно-пространственная среда. К примеру, в детсадах очень часто отсутствует бумага, кисти, книги, песок, краски, вода и прочее. Практически не встречаются в группах места для уединения и отдыха. Кроме того, в группах редко можно увидеть индивидуальные детские работы, детские фотографии, нечасто встречается оформление группы с участием детей.
Также в Рособрнадзоре отмечают, что в работе с дошкольниками практически не используются телевизор и компьютер. Если же в группе всё-таки есть современные технические средства, то зачастую в свободной деятельности они для детей недоступны. Ограничивается тем, что все смотрят выбранный воспитателем материал, не имея возможности выбора. Соответственно, дети осваивают компьютер, гаджеты и телевизор стихийно и вне ДОУ.
В большинстве детсадов отсутствуют условия для того, чтобы дети получали представление о разнообразных культурах и традициях: в группе «случайные» это оценка составила 1,87, а в группе «лучшие» - 2,06. Условия для детей с ОВЗ созданы лишь в 10% детсадов, и данный параметр получил оценку на уровне «удовлетворительно».
Кроме того, пока ещё критическим остаётся большое количество детей в группах: в среднем 28 детей по списку, хотя по факту присутствует лишь 65%.
Серьёзной проблемой являются также условия для дневного сна (переполненные спальни, стоящие вплотную друг к другу кровати). Практически не учитываются индивидуальные особенности детей в отношении сна.
Что же касается питания, то в подавляющем большинстве ДОУ не предусмотрена замена продуктов для детей, страдающих пищевой аллергией. Отсутствует непринуждённая атмосфера во время приёма пищи: детям запрещается разговаривать, очень редки ситуации, когда воспитатель сидит за столом вместе с воспитанниками или разговаривает на интересные для детей темы.
Для педагогов условия тоже далеки от комфортных. В большинстве детсадов нет места, да и времени, для отдыха воспитателей, отсутствуют места для индивидуальных бесед с родителями или проведения обсуждений в коллективе.
Что же касается курсов повышения квалификации, то за последние три года, по информации Рособрнадзора, их прошло 92% педагогов ДОУ.