Существующих у современных менеджеров навыков уже недостаточно для поддержания корпоративных стандартов и развития компании. Сегодня ментальное здоровье несет больше пользы, чем набор «жестких» навыков, поэтому многие корпорации внедрили и используют практику mindfulness, о которой мы сегодня и поговорим.
Постоянная коммуникация с людьми, непонимание, стремление к цели без осознания ее смысла – вещи, с которыми общество сталкивается каждый день. Человек привык спешить и знает, что интеллектуальное развитие способствует достижению успеха.
Однако в его действиях зачастую отсутствует осознанность. В результате, жизнь на пути к цели не приносит удовлетворенности, а ее реализация позволяет ощутить только кратковременное счастье. Очень часто это становится причиной депрессии, которая, согласно отчетам ВОЗ, в ближайшем будущем будет лидировать в списке заболеваний.
Чтобы избежать кризиса, общество стало обращать больше внимания на гигиену и экологию сознания, которые позволяют очистить разум и более эффективно управлять жизнью. Особую актуальность этот вопрос приобрел в бизнес-сфере, где осознанность действий играет первостепенную роль. Именно поэтому на курсах MBA все чаще стали внедрять практику mindfulness.
Что такое mindfulness?
Mindfulness (осознанность) – способность концентрировать внимание на том, что происходит внутри и снаружи человека в настоящий момент. Mindfulness может практиковаться в любое время и в любом месте.
Практику осознанности разработал Джон Кабат-Зинн – доктор медицины, специалист по молекулярной биологии и буддист. В 1979 году в качестве эксперимента он открыл клинику снижения стресса, где пациенты на протяжении 8 недель занимались медитацией, лишенной религиозного смысла. Положительные результаты, выраженные в улучшении самочувствия и повышению успеваемости на работе и в учебе, позволили продолжить исследования.
Дальнейшее изучение методики совместно с Ричардом Дэвидсоном позволило определить прямую связь медитации с повышением степени концентрации, стрессоустойчивости, развитием когнитивных способностей офисных сотрудников. В последующие годы практика осознанности была официально признана и стала применяться в армии, образовательных учреждениях, больницах, тюрьмах, офисах самых крупных компаний, на саммитах.
Mindfulness для бизнеса означает эволюцию сознания, способность находить правильное решение, концентрируясь исключительно на проблеме. Данная техника помогает формировать внутреннюю силу и гармонию. Осознанная реакция на действия мозга позволяет человеку самому делать выбор, менять характер, навыки и жизнь.
Mindfulness в бизнес-среде: почему растет спрос
Руководителям компаний уже недостаточно одного только умения пользоваться бизнес-логикой, освоенной ими на программах МВА. Развитие корпоративной культуры и достижение долгосрочных финансовых результатов требует применения надпрофессиональных навыков, к которым относится и практика осознанности.
С помощью mindfulness руководители могут выработать сбалансированный стиль управления. Умение концентрироваться на настоящем способствует повышению эмоционального интеллекта и благоприятно отражается на ведении дел. Овладение теорией и техникой медитации, рефлексивным слушанием, внимательными паузами помогает:
- повысить эффективность деятельности;
- нормализовать кровяное давление;
стать более внимательным и - сфокусированным;
- сократить тревожность;
- улучшить память;
- увеличить контроль над ситуацией;
- очистить мышление и восприятие от посторонних событий;
- улучшить способность к освоению новой информации;
- снизить влияние стресса.
Популяризация практики осознанности позволила понять, что из-за постоянной погони за знаниями менеджеры не успевают позаботиться о ментальном здоровье, без которого их работа становится менее эффективной. Именно поэтому выпускники престижных бизнес-школ все большее обращают внимание на внедрение и применение практик осознанности в своих компаниях.
Опыт применения практики осознанности в России
Курсы mindfulness присутствуют в некоторых западных бизнес-школах уже не первый год. В программу входит обучение слушателей устойчивым, разумным и этичным методам ведения дел, поддерживающим их стремление к успеху.
Практики осознанности используются крупными компаниями, такими как IBM, Deutsche Bank, Nike, Google, NAB, Procter & Gamble и др. К примеру, каждое совещание в Google начинается с минутной медитации, так как руководство убеждено, что это поможет сотрудникам лучше сконцентрироваться на поставленной задаче. Mindfulness также заинтересовались парламентарии Британии и Латвии, которые недавно прошли восьминедельный курс по освоению методики.
Отечественное бизнес-образование больше сосредоточено на обучении методам ответственного управления и пока не использует медитацию в программах. Тем не менее, после вспыхнувшего несколько лет назад бума, охватившего развитые экономики, практиками осознанности постепенно начали интересоваться и в России.
Сегодня развитием этого направления занимаются предприниматели, преподаватели и психологи. Среди известных последователей mindfulness – Снежана Замалиева, кандидат философских наук, которая обучалась практике при медицинской школе Массачусетского университета. Она открыла Mindfulness Студию №1 в Санкт-Петербурге, а также проводит занятия по медитации в рамках проекта GoodVibes.
Разговоры об осознанном бизнесе стали более предметными в том числе и благодаря сооснователю перформанс-агентства Adventum, владельцу компании «Фабрика окон» Артему Агабекову. Совсем недавно в Москве прошел очередной, четвертый форум на эту тему, который изначально был направлен на сотрудников компаний, но вскоре вышел за рамки корпоративного мероприятия. В обеих компаниях имеется возможность прохождения курсов осознанности на регулярной основе, а в Adventum каждую неделю собирают классы, развивающие способность контролировать внимание.
Большое внимание mindfulness также уделяют: владелец маркетинговых агентств «Матик» и Agny Артем Овечкин; Никита Рождественский – преподаватель курсов «Учебная корпорация», «Инновационное предпринимательство», «Принятие управленческих решений» в программе «Капитаны России» в РЭУ имени Г. В. Плеханова, эксперт по созданию образовательных продуктов для предпринимателей и др.
В перспективе можно ожидать, что благодаря повышенному спросу на курсы mindfulness со стороны российских предпринимателей заставят отечественные бизнес-школы разработать соответствующие программы.
Источники изображений: health.harvard.edu, washington.edu, republic.ru, takemytime.ru