Российские ВУЗы становятся заметными в международных рейтингах, и это хорошо. Но критерии этих рейтингов иногда, мягко говоря, не совсем понятны или не приемлемы вовсе для российского научного и студенческого сообщества. Поэтому правильнее, наверное, больше внимания обращать на отечественные рейтинги. Тем более что работа над созданием российского рейтинга ВУЗов уже начата, и определены лидирующие направления и университеты.
Коротко о принципах построения национального рейтинга
Главный критерий национального рейтинга ВУЗов – профессорско-преподавательский состав. При этом совершенно не имеет значения, сколько научных публикаций имеется у преподавателя, сколько раз его работы цитировались и т.д. Эксперты считают, что престиж университета в большей степени зависит от педагогических способностей преподавателя – умения увлечь студента наукой и стать для него «трамплином» в будущее.
Традиционные принципы отечественного высшего образования – ориентир на внутреннее развитие всех сфер экономики и производства, и зарубежный опыт здесь рассматривается лишь с точки зрения полезности и научно-технического прогресса. В то время как за рубежом профессура всех рейтинговых университетов руководствуется преимущественно глобалистскими и капиталистическими принципами обучения, основная часть российского преподавательского состава рассматривает своих лучших студентов и выпускников, как уровень собственных педагогических достижений и национальное достояние отечественной науки.
Рейтинг «Национальное признание», хотя и не отличается престижностью на международном уровне, ментально имеет более важное значение, потому что в его основе заложен главный механизм мирового развития и конкуренции: экономически и социально развитые государства всегда обладали мощным научным потенциалом.
Еще одно из основных требований «Национального признания»: место работы преподавателя – ВУЗ, который участвует в рейтинге. При этом профессорско-преподавательский состав должен обладать чувством «местного, производственного патриотизма» – духовно-нравственной категорией, как основой для воспитания патриотизма вообще, так и культурными, общественными нормами поведения. Ведь, именно отсутствие базовых нравственных принципов в свое время стало причиной «утечки мозгов» за рубеж, в погоне за «длинным рублем», престижем и международной славой. Именитый, но беспринципный преподаватель способен воспроизвести себе подобного ученика, что, в конечном итоге, не принесет пользы научным достижениям университета, чьи наработки станут потом легкой добычей предприимчивых выпускников и зарубежных университетов.
Конечно, у негативных тенденций «утечек» есть объективные причины: далеко не все ВУЗы в России пока располагают мощной материально-технической базой. Однако для сильного преподавательского состава это не препятствие, чтобы дать необходимые знания. В неумелых руках, при профессиональном равнодушии, современная научная лаборатория может легко превратиться в «музей или склад оборудования». Поэтому национальный рейтинг оценивает не кампус и степень его оснащенности, а людей.
Исходя из того, что идеальных ВУЗов не существует, и у каждого учебного заведения есть сильные и слабые стороны, ранжирование в рейтинге основано по принципу «снизу – вверх». То есть, сначала оценивается предметная подготовка, по направлениям, а затем – суммарный балл в общем рейтинге всех ВУЗов, чтобы исключить попадание в рейтинг на основе только отдельного предмета.
Что касается других дополнительных данных, косвенно подтверждающих репутацию ВУЗа (средний балл ЕГЭ, уровень зарплаты выпускников, количество участий в научных конференциях и олимпиадах), то они во внимание не принимались, поскольку у этих показателей нет четких, регламентированных критериев оценивания.
Средний балл ЕГЭ (репутационный) может оказаться ошибочным из-за ложного представления абитуриентов или агрессивной маркетинговой стратегии. Уровень зарплаты также сложно оценить, потому что многие частные компании грешат оплатой труда в конвертах, а олимпиады различного уровня не имеют единых требований для участия в них и оценивания знаний. Поэтому «Национальное признание» созвучно с ФГОС в системе высшего образования, что выглядит более конкретно и объективно, соответствует качественному уровню подготовки.
Наконец, признание достижений отдельного преподавателя отечественным научным сообществом и использование его разработок на практике в различных отраслях свидетельствует о том, что такому сотруднику ВУЗа есть что передать ученикам. Чем больше таких преподавателей в ВУЗе или на кафедре, тем выше престиж заведения.
Алгоритм рейтинга
Для участия в рейтинге на первом этапе отобрано 61 направление из 69 существующих, так как каждое из них представлено не менее чем в 5 высших учебных заведениях РФ.
Второй этап – составление персонального рейтингового списка по направлениям всех лиц, чьи публикации зарегистрированы в электронной научной библиотеке, Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).
На третьем этапе лицо, работающее в ВУЗе и имеющее наибольший «индекс Хирша» в определенном направлении, добавляет один балл к рейтингу ВУЗа.
Четвертый этап подсчета – сумма баллов по предмету. Пятый – списки ВУЗов по предметам и деление их на квартили, где есть один нюанс: если количество лиц, работающих по предмету в ВУЗе, меньше 5, то их баллы прибавляются к общему рейтингу, а учебное заведение по предмету не оценивается.
Далее проводится ранжирование на 4 позиции. 10 первых строк – лучшие ВУЗы, получившие «Национальное признание». 3 следующих уровня:
- Выше среднего (по РФ);
- Ниже среднего;
- Слабые.
Участие в рейтинге не принимают учебные заведения, имеющие специфическое направление подготовки: музыкальные, театральные, художественные, спортивные (физкультурные), теологические, архитектурные и военного дела.
Примечательно, что индекс Кирша, используемый в международной системе оценивания, у одних и тех же работников, ниже, чем в системе РИНЦ. Рейтинг «Национальное признание» сфокусирован на признании заслуг ВУЗов и преподавателей, ориентированных на русскоязычные научные издания, продвигающих, в первую очередь российскую науку и образование.
Лучшие ВУЗы России: результаты 2020
В общем рейтинге 2020 года экспертную оценку прошли 489 высших учебных заведений России. Согласно методологии, описанной выше, «Национальное признание» получили:
- МГУ им. М. В. Ломоносова – в общем рейтинге наивысший балл – 1784,66;
- Санкт-Петербургский госуниверситет – 727,35;
- НИУ ВШЭ (г. Москва) – 402,55;
- МГТУ им. Н. Э. Баумана – 381;
- Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону) – 349,12;
- РЭУ им. Г. В. Плеханова – 347,02;
- Казанский федеральный университет – 341,01;
- Политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург) – 340,67;
- РАНХиГС при Президенте РФ – 320,68;
- Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина – 305,82.
Как можно заметить, в списке лучших образовательных организаций присутствуют как старейшие традиционные университеты, так и молодые учебные заведения. Поэтому у ВУЗов, замыкающих список победителей – огромный потенциал для роста.
Будущие студенты могут подробно ознакомиться с полным содержанием рейтинга на официальном сайте Univer.Expert, выбрав для себя нужное направление.